ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Ключові слова:
ценности, подростки, культурологическая модель учебникаАнотація
В статье раскрываются проблемы формирования ценностей у подростков, рассматриваются доводы того, что именно в этом возрасте складываются самые благоприятные условия для развития системы ценностей девушек и юношей, и предлагаются разработки учебного материала по авторской культурологической модели содержания учебника для урока английского языка. Дается определение ценностей, рассматриваются этап формирования и динамика изменений системы ценностей человека. Описываются особенности подросткового периода, авторы рассуждают о процессах, происходящих в жизни подростков, о проблемах и кризисах, соотносимых с данным периодом. Авторами подчеркивается, что именно этот возрастной период имеет огромное значение для формирования ценностей, так как в этом возрасте и заложена благодатная почва для работы с ребятами по развитию культурологической личностной позиции у студентов. Для этого предлагаются содержательные рекомендации к современному учебнику на основе авторской культурологической модели, состоящей из педагогических закономерностей, онтокультуроло- гических принципов и инструментальных функций учебника. Данные рекомендации претворены в разработки уроков по английскому языку. Разработки уроков содержат в себе культурологические доминирующие идеи: акценты на ценностных аспектах человеческого бытия (аксиологические акценты), введение в мир общечеловеческих, национальных, этнонациональных и личных ценностей, нравственных идеалов. Учебный материал содержит в себе также передачу устоявшихся типов культурного поведения, образцов культурного мышления; материалы, способствующие ценностно-смысловому самоопределению студента; употребление эмоционально окрашенных структурно-семиотических единиц языка; выражение студентом эмоционально-ценностного отношения к миру и самому себе; эмпатийное понимание у студента; использование приемов обучения и воспитания, различных изобразительных средств, способов художественного познания. Авторы предполагают, что использование данных разработок на уроке английского языка должно развить и усилить формирование культурологической личностной позиции у студентов. Авторы выражают надежду, что данные рекомендации будут интересны и полезны педагогам школ и вузов.
Посилання
Байярд Р Т. Ваш беспокойный подросток / Р. Т. Байярд, Дж. Байярд. – Москва : Семья и школа, 1995. – 204 с.
Каширский Д. В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношес¬ком возрасте: дис. ... канд. психол. наук / Д. В. Каширский. – Барнаул, 2002. – 198 с.
Крайг Г. Психология развития / Г Крайг. – пер. с англ. – СПб. : Питер, 2000. – 992 с.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – СПб. : Речь, 2010. – 256 с.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. – Москва : Наука, 1984. – 446 с.
Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – Москва, 1992. – С. 58.
Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского. – М., 1987. – 240 с.
Рыбалко Е. Ф. Становление личности / Е. Ф. Рыбалко // Социальная психология личности. – Ленинград, 1974. – С. 20-31.
Хубиева Ф. X. Формирование ценностных ориентаций подростка в современной семье / Ф. Х. Хубиева // Фестиваль педа¬гогических идей «Открытый урок». [Электронные ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/502850 / (дата обращения: 27.01.18).
Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий [Электронные ресурс]. – Режим доступа : http://hpsy.ru/public/x2759.htm (дата обращения: 27.01.18).
Uaikhanova M. A. Value orientations of a modern school teacher of the Republic of Kazakhstan / M. A. Uaikhanova, N. M. Ushakova // Man m India. – 2017. – Vol. 97. – Iss. 25. – P. 285-301.