РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ДОМИНАНТНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Ключові слова:
развитие читательских умений, использование мобильных технологий, читательская компетенция, ситуации чтения, причины снижения качества чтения, тестовые задания, виды чтения, степень зрелости чтенияАнотація
В статье изучается проблема развития читательских умений студентов при доминантном использовании мобильных технологий при обучении иностранному языку. Устанавливаются основные цели профессиональной подготовки студентов: развитие и формирование читательской компетенции. Раскрываются факторы успешности обучения профессиональному чтению на иностранном языке, а именно: направленность обучения чтению как виду речевой деятельности на решение определенных коммуникативных задач познавательного или практического характера; направленность чтения на получение информации; использование для чтения текстов реальных языковых произведений, которые имеют все признаки текста как единицы коммуникации; приближение к реальным условиям чтения задач, которые студенты получают перед чтением текстов; профессиональная значимость содержания текстов и их привлекательность для студентов; направленность чтения на понимание и осмысление прочитанного. В статье определяется уровень сформированности читательской компетенции. Рассматриваются также потенциальные ситуации чтения, в которых может оказаться специалист. Благодаря анализу последних исследований методистов в статье раскрываются причины снижения качества чтения; определяются основные правила при отборе текстов для чтения, устанавливаются цели для разработки тестовых заданий к текстам для чтения. Кроме того, предлагаются основные виды тестовых заданий для таких видов чтения, как ознакомительное, поисковое, просмотровое, изучающее. Определяется степень зрелости чтения студентов в неязыковых вузах. Рассматриваются трудности при подборе и использовании задач при обучении видам чтения. Предлагается практическое применение читательских умений при интенсивном использовании мобильных технологий.Посилання
Бородина В. Л. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты / В. Л. Бородина [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.gramota.net/materials/1/2009/10-1/52.html.
Борозна О. Ф. Чтение как вид речевой деятельности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе / О. Ф. Борозна [Электронный ресурс]. – Режим доступа : conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf3/30.pdf.
Пальмова E. A. К вопросу о разработке тестовых заданий для контроля умений чтения и аудирования при обучении иностранному языку / Е. А. Пальмова [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu- o-razrabotke-testovyh-zadaniy-dlya-kontrolya-umeniy-chteniya-i-audirovaniya-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku.
Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе : [учебно-методическое
пособие] / С. К. Фоломкина. – Москва : Высшая школа, 2005. – 253 с.
Alderson J. Charles. Language Test Construction and Evaluation / J. Charles Alderson. – Great Britain : Cambridge University Press, 1995. – 106 p.
Weir Cyril J. Language Testing and Validation / Cyril J. Weir. – New York : Palgrave Macmillan, 2005. – 165 p.