ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНИЙ АНАЛІЗ ПОНЯТЬ «КОМПЕТЕНЦІЯ», «КОМПЕТЕНТНІСТЬ» І «ПРОФЕСІЙНА КОМПЕТЕНТНІСТЬ»

Автор(и)

  • Л. В. Дольнікова
  • М. В. Наконечна

Анотація

У статті проаналізовано та обґрунтовано теоретичні підходи до визначення понять «компетенція», «компетентність» і «професійна компетентність», розглянуто їх зміст, суть і взаємозв’язок. Висвітлено погляди та трактування цих понять українськими й зарубіжними вченими. Узагальнено та уточнено зміст і сутність понять «компетенція», «компетентність» і «професійна компетентність», визначено їхні структурні компоненти. У досліджених науково-педагогічних джерелах однозначне трактування вченими цих понять відсутнє, однак проаналізовано їхній зв’язок. Компетенцію висвітлено як знання, досвід і навички, компетентність - як володіння компетенціями в конкретній галузі, професійну компетентність – як встановлений і сформований рівень професіоналізму фахівця в його професійній діяльності. У статті розглянуто ключові компетенції, які прийняті як обов’язкові Радою Європи на основі концепції професійно-особистісного розвитку фахівця.

Посилання

Анциферова Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Л. И. Анциферова // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: статьи / Под ред. В. А. Бодрова. – Москва: Ин-т психол. АН СССР, 1991. – С. 67–79.

Байденко В. И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате (дискуссионный вариант): материалы ко второму заседанию методологического семинара. – Москва: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 19 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/rc/edu/ru/rc/ bologna/works/baidenko_11_sod.pdf.

Болонский процесс: глоссарий / Под. ред. В. И. Байденко, Н. А. Селезневой. – Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 148 с.

Бондар С. П. Компетентність особистості інтегрований компонент навчальних досягнень учнів / С. П. Бондар // Біологія і хімія в школі. – 2003. – № 2. – С. 8–9.

Варданян Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Ю. В. Варданян. – Москва, 1999.– 256 c.

Волкова Н. П. Педагогіка: посібник для студентів вищих навчальних закладів / Н. П. Волкова. – Київ: Видавничий центр «Академія», 2002. – 576 с.

Великий тлумачний словник сучасної української мови / Уклад. і голов. ред. В. Т. Бусол. – Київ; Ірпінь: ВТФ «Перун», 2009. – 1736 с.

Галямина И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения с использованием компетентностного подхода. Материалы к четвертому заседанию методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – Москва: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 66 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rc.edu.ru/rc/bologna/works.

Глобализация образования: компетенции и системы кредитов / Авт. кол.: А. А. Егоров и др.; под общ. ред. Ю. Б. Рубина. – Москва: Маркет ДС Корпорейшн, 2005. – 490 с.

Гнатишин І. Л. Професійна компетентність сучасного фахівця: ключові фактори становлення професійної майстерності [Е-ресурс]. Режим доступу:http:// асаdemy/ks/ua/konfer/ frticles/15//pdf/

Горобець. С. А. Теоретичні засади проблеми формування професійної компетентності майбутнього фахівця-економіста / С. А. Горобець // Вісник Житомирського держ. ун-ту ім. І. Франка. – 2007. – Вип. 31. – С. 106–109.

Державні стандарти професійної освіти: теорія і методика: монографія / За ред. Н. Г. Ничкало. – Хмельницький:ТУП, 2002. – 334 с.

Енциклопедія освіти / Академія педагогічний наук України, гол. ред. В. Г. Кремень. – Київ: «Юрінком Інтер», 2008. – 1040 с.

Зеер Э. Ф Модернизация профессионального образования компетентностной подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Cымалюк. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 216 с.

Зеер Э. Ф. Становление личностно ориентированного образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука: известия Урал. науч.-образоват. центра РАО. – 1999. – № 1. – С. 112–122.

Зимняя И. А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы. – Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.

Зязюн І. А. Філософія поступку і прогнозу освітньої системи // Педагогічна майстерність: проблеми, пошуки, перспективи: монографія / І. А. Зязюн. – Київ; Глухів: РВГДПУ, 2005. – С. 10–18.

Іванова С. В. Функціональний підхід до визначення професійної компетентності вчителя біології та організація її вдосконалення в закладі післядипломної освіти / С. В. Іванова // Вісник Житомирського державного університету ім. І. Франка. – 2008. – Вип. 42. – С. 106–110. Карпова Л. Г. Формування професійної компетентності вчителя загальноосвітньої школи: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 – «Теорія і методика професійної освіти» / Лариса Георгіївна Карпова. – Харків, 2004. – 27 с.

Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике/ Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д «Март», 2005. – 256 с. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. / Н. В. Кузьмина. – Москва: «Высшая школа», 1990. – 119 с.

Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – Москва: «Знание», 1996. – 308 с.

Мильруд Р. П. Компетентность в изучение языка / Р. П. Мильруд // Иностранный язык в школе. – 2004. – № 7.

Новий тлумачний словник з української мови: у 3 т. Т. 1: А–К / Укладачі: В. В. Яремко, О. М. Сліпушко. – Київ: вид-во «АКОНІТ», 2006. – 926 с.

Ожегов С. И. Словарь русского языка: 7000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 23-е изд., исправл. – Москва: «Русский язык», 1990. – 917 с.

Первутинський В. Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов: монография / В. Г. Первутинский. – Санкт-Петербург, 2002.

Професійна етика вчителя: час і вимоги / За ред. Б. М. Жебровського, Л. М. Ващенко. – Київ; Ірпінь, 2000. − 257 с.

Пянковська І. В. «Компетенція» та «компетентність» як провідні поняття компетентнісного підходу / І. В. Пянковська // Наукові записки Національного університету «Острозька академія». Серія: «Психологія і педагогіка». – 2010. – № 15. – С. 202–211.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – Москва: «КогитоЦентр», 2002. – 396 с.

Реалізація досвіду компетентнісного підходу у вищій школі України: матеріали методологічного семінару. – Київ: «Педагогічна думка», 2009. – С. 349.

Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. – Волгоград: «Перемена», 1994. – 152 с.

Советский энциклопедический словарь. – 3-е изд. – Москва: «Советская энциклопедия», 1984. – 1600 с.

Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалимитрия компетенций / А. И. Субетто. – Санкт-Петербург; Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 726 с.

Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: мат-лы ко второму заседанию методологического семинара. – Москва, 2004. – С. 9.

Теоретичні і методичні засади моделювання фахової компетентності керівників закладів освіти: монографія / Г. В. Єльникова, О. І. Зайченко, В. І. Маслов та ін.; за ред. Г. В. Єльникової. – Київ; Чернівці: «Книги – ХХІ», 2010. – 460 с.

Формування ключових і предметних компетентностей молодих школярів у навчальному процесі: теоретичні аспекти: Дайджест1 / Укл. О. В. Онопрієнко. – Донецьк: «Каштан», 2011. – 98 с.

Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 34–41.

Хомский Н. Синтаксические структуры / Н. Хомский // Новое в лингвистике. Москва, 1962. – Вып. 1.

Хуторской А. В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Ученик в общеобразовательной школе. – Москва: ИОСО РАО, 2002. – С. 135–137. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 55–61.

Шышов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. – Москва: «Педагогическое общество России», 2000. – 316 с.

##submission.downloads##

Опубліковано

2019-05-23

Номер

Розділ

Статті