КОМПЕТЕНЦІЇ ПРОФЕСІЙНО-ПЕДАГОГІЧНОЇ МОБІЛЬНОСТІ МАЙБУТНЬОГО ВИКЛАДАЧА В УМОВАХ МАГІСТРАТУРИ
Ключові слова:
професійна мобільність, професійно-педагогічна мобільність, педагогічна, фахова, проектна, психологічна, мотиваційна, рефлексивна, адаптивна, творча, компетентністьАнотація
Професійна мобільність завжди була рушійною силою людства. Спільноти, в яких заохочуються професійно мобільні люди, розвиваються більш динамічно та є успішними. Статтю присвячено питанням, пов’язаним із професійно-педагогічною мобільністю майбутнього викладача, що навчається на другому (магістерському) рівні вищої освіти, яка визначає успішність його подальшої професійній діяльності. Визначено зміст компетенцій (компонентів), які становлять професійно-педагогічну мобільність: педагогічна, фахова, проектна та психологічна (діяльнісний складник професійно-педагогічної мобільності); мотиваційна, рефлексивна, адаптивна та творча (особистісний складник професійно-педагогічної мобільності). Подальші дослідження будуть присвячені дидактичним засадам моделювання процесу формування професійно-педагогічної мобільності.Посилання
Про освіту : Закон України від 5 вересня 2017 р. № 2145–19, ст. 15 “Професійна (професійно-технічна) освіта професійної (професійно-технічної) освіти” // Відомості Верховної Ради. – 2017. – № № 38–39. – Ст. 380. – [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2145-19/page.
Про вищу освіту : Закон України від 1 липня 2014 р. № 1556–VII, ст. 1 “Основні терміни та їх визначення” // Відомості Верховної Ради. – 2014. – № № 37–38. – Ст. 2004 [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/en/1556-18.
Андронова Н. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя : автореф. дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07 “Педагогическая психология” / Наталья Андронова ; Казан. гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. – Казань, 2000. – 16 с.
Банько Н. Формирование профессионально-педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки менежджеров : [монография] / Н. Банько ; ВолгГТУ. – Волгоград, 2004. – 75 с.
Бахрушин В. Компетентності і результати навчання у нових стандартах вищої освіти / Володимир Бахрушин // Освітня політика : портал громадських експертів. – 09.05.2016 [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://education-ua.org/ua/.
Биктуганов Ю. Развитие профессиональной мобильности учителя средствами проектной деятельности в системе дополнительного образования [Текст] : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 “Теория и методика профессионального образования” / Юрий Биктуганов ; Рос. гос. социал. ун-т. – Москва, 2013. – 22 с.
Боярко Е. Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов в условиях развивающегося регионального университетского комплекса : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 “Теория и методика профессионального образования” / Екатерина Боярко ; Юж. федер. ун-т. – Ростов-на-Дону, 2010. – 24 с.
Варникова О. Формирование профессиональной компетентности студентов высшей школы в процессе иноязычной подготовки : дисс. ... докт. пед. наук : 13.00.08 “Теория и методика проф. образования” / Ольга Варникова ; Пензенский гос. пед. ун-т. – Пенза, 2011. – 521 с.
Войтюк О. Формування психологічної компетентності викладачів іноземних мов вищих військових навчальних закладів : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 “Педагогічна та вікова психологія” / Олена Войтюк ; Нац. акад. Держ. прикордон. служби України ім. Богдана Хмельницького. – Хмельницький, 2009. – 20 с.
Горюнова Л. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России : дисс. ... докт. пед. наук : 13.00.08 “Теория и методика проф. образования” / Лилия Горюнова ; Рост. гос. пед. ун-т. – Ростов-на-Дону, 2006. – 353 с.
Гулеева О. Становление рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа средствами интерактивных технологий : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 “Общая педагогика, история педагогики и образования” / Ольга Гулеева ; Забайкал. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. – Чита, 2011. – 23 с.
Гурова В. Формирование мотивационной компетентности у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 “Общая педагогика, история педагогики и образования” / Валентина Гурова ; Калинингр. гос. ун-т. – Калининград, 2004. – 22 с.
Кадемія М. Формування мотиваційної компетентності студентів / М. Кадемія, Л. Дідух // Проблеми та перспективи формування національної гуманітарно-технічної еліти : зб. наук. пр. / за ред. Л. Товажнянського, О. Г. Романовського. – Харків : НТУ “ХПІ”, 2015. – Вип. 42 (46) : Ідеї академіка Івана Зязюна у працях його учнів і соратників : матер. Міжнар. наук.-практ. конф., 14–15 травня 2015 р. – С. 267–275.
Калиновский Ю. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона : автореф. дисс. ... докт. пед. наук : 13.00.01 “Общая педагогика, история педагогики и образования” / Юрий Калиновский ; Омский гос. пед. ун-т. – Омск, 2001. – 46 с.
Каплина С. Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин : автореф. дисс. .... докт пед. наук : 13.00.08 “Теория и методика профессионального образования” / Светлана Каплина ; Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2008. – 46 с.
Клименко Ю. Професійна мобільність майбутніх учителів у країнах Євросоюзу : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 “Теорія і методика професійної освіти” / Юлія Клименко ; Уманський державний пед. ун-т ім. П. Тичини. – Умань, 2011. – 20 с.
Ковальчук Г. Використання цифрових навчальних наративів для формування адаптивної компетентності студентів – майбутніх економістів / Г. Ковальчук, Ю. Баніт // Інформаційні технології і засоби навчання. – Том 64. – 2018. – № 2. – С. 152–169.
Кудзоева В. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателей средних специальных учебных заведений : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 “Теория и методика профессионального образования” / Вера Кудзоева ; Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2006. – 20 с.
Куева Луїс Давіла Сократес. Формування рефлексивної компетентності в майбутніх учителів музики в процесі професійної підготовки : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 “Теорія і методика професійної освіти” / Луїс Давіла Сократес Куева ; Південноукр. нац. пед. ун-т ім. К. Д. Ушинського. – Одеса, 2016. – 226 с.
Кушеверская Ю. Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 “Теория и методика профессионального образования” / Юлия Кушеверская ; Карел. гос. пед. ун-т. – Петрозаводск, 2007. – 22 с.
Лукьянова М. Системно-комплексная диагностика эффективности освоения учителем личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности / М. Лукьянова // Вестник научной школы педагогов “АКМЕ”. – 2009. – Выпуск 3 (2009). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.intellect-invest.org.ua/rus/school_akme_vestnik_ akme_akme_3_2009_lukjanova_system-komplex_diagnostika.
Марфутенко Т. Формирование творческой компетентности студентов педагогических вузов средствами эвристических заданий по информатике : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 “Теория и методика профессионального образования” / Татьяна Марфутенко ; Сев.-Кавк. социал. ин-т. – Владикавказ, 2013. – 22 с.
Мітіна С. Психологічна компетентність викладача навчального закладу медичного спрямування / С. Мітіна // Вісник Чернігівського національного педагогічного університету. – Серія “Педагогічні науки”. – 2016. – Т. 140. – С. 48–52.
Моштук В. Фахова компетентність як основа проектно-технологічної культури майбутнього вчителя трудового навчання / В. Моштук // Молодь і ринок. – 2011. – № 7. – С. 108–112. – [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://nbuv.gov.ua/UJRN/Mir_2011_7_26.
Новикова Е. Формирование социально-проектной компетентности бакалавра социальной работы в вузе : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 “Теория и методика профессионального образования” / Елена Новикова ; Орлов. гос. ун-т. – Орел, 2013. – 21 с.
Ожемякіна Н. Соціально-педагогічні умови формування професійної мобільності майбутніх менеджерів-аграріїв : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 “Теорія і методика професійної освіти” / Наталія Ожемякіна ; Південноукраїнський нац. пед. ун-т ім. К. Д. Ушинського. – Одеса. – 2006. – 29 с.
Пріма Р. Теоретико-методологічні засади формування професійної мобільності майбутнього фахівця початкової освіти : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.04 “Теорія і методика професійної освіти” / Раїса Пріма ; Південноукраїнський нац. пед. ун-т ім. К. Д. Ушинського. – Одеса, 2010. – 42 с.
Сачук Ю. Формування соціально-професійної мобільності майбутніх викладачів інформатики у процесі магістерської підготовки : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 “Теорія і методика професійної освіти” / Юлія Сачук ; Східноєвропейський нац. ун-т ім. Лесі Українки. – Луцьк, 2017. – 267 с.
Сомова Н. Формирование социально-адаптивной компетентности иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки : автореф. дисс. ... канд пед. наук : 13.00.08 “Теория и методика профессионального образования” / Наталья Сомова ; Ленинградский гос. обл. ун-т им. А. С. Пушкина. – Санкт-Петербург, 2015. – 23 с.
Суходимцева А. Развитие проектной компетентности педагогов в деятельности муниципальной методической службы : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 “Общая педагогика, история педагогики и образования” / Анна Суходимцева ; Ин-т теории и истории педагогики РАО. – Москва, 2011. – 25 с.
Сушенцева Л. Теоретико-методичні засади формування професійної мобільності майбутніх кваліфікованих робітників у професійно-технічних навчальних закладах : дис ... докт. пед. наук : 13.00.04 “Теорія і методика професійної освіти” / Лілія Сушенцева ; Ін-т професійно-технічної освіти. – Київ, 2012 . – 489 с.
Тутолмин А. Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя (на основе системного подхода) : автореф. дисс. ... докт. пед. наук : 13.00.08 “Теория и методика проф. образования” / Александр Тутолмин ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2009. – 43 с.
Ушакова Е. Педагогические условия формирования рефлексивной компетенции будущих учителей как средства разрешения профессионально-педагогических ситуаций : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 “Теория и методика профессионального образования” / Елена Ушакова ; Липецкий гос. пед. ун-т. – Владикавказ, 2013. – 22 с.
Фамілярська Л. Розвиток інформаційно-комунікаційної мобільності педагога в освітньому середовищі післядипломної освіти : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 “Теорія і методика професійної освіти” / Лариса Фамілярська ; Житомирський держ. ун-т ім. Івана Франка. – Житомир, 2017. – 292 с.
Шовкун В. Формування професійної компетентності майбутніх учителів інформатики у квазіпрофесійній діяльності : дис ... канд. пед. наук : 13.00.04 “Теорія і методика професійної освіти” / Віталій Шовкун ; Херсонський держ. ун-т. – Херсон, 2016. – 247 с.
Щербакова Т. Психологическая компетентность учителя : акмеологический анализ : автореф. дисс. ... докт. психол. наук : 19.00.13 “Психология развития, акмеология” / Татьяна Щербакова ; Сев.-Кавк. гос. техн. ун-т. – Ростов-на-Дону, 2006. – 41 с.
Корте Эрик де. Инновационные перспективы обучения и преподавания в сфере высшего образования в XXI в. / Эрик де Корте // Вопросы образования. – 2014. – № 3. – С. 8–29.